Детали

История обуви

от начала и до конца

Многообразие моделей обуви прекрасно отражает долгую историю этого предмета гардероба. Мы уже писали о происхождении многих моделях современной мужской обуви, и не будем повторяться. Сегодня подборка интересных фактов об обуви из мировой истории.
Как в школе, мы начнем с самых ранних времен. Всем и так понятно, пещерные люди испытывали острую потребность в обуви, но довольствовались они лишь шкурами, обёрнутыми вокруг ступней. В лучшем случае. Согласитесь, никакого изящества тут нет, так что о них мы говорить не будем.
А начнем разговор мы с древнего Египта – цивилизации в долине реки Нил. А, раз цивилизация, значит большое разнообразие в одежде и обуви. Можно было без труда определить сословие человека по одному лишь взгляду на его обувь. Например, фараоны носили сандалии из золота. Ни больше и не меньше. Золото и драгоценные камни: броско, солидно и смотрится. Встретишь - ни с кем не спутаешь. 
1266225444_embellishment-0018.jpg
Кстати, фараон Тутанхамон забрал с собой на тот свет весь свой гардероб. Перечислять не будем, заметим лишь, что одной только обуви, было 93 пары, и, судя по всему, это лишь то, что он не успел сносить. В Египте, в одежде вообще и в обуви в частности, красный и желтый цвет дозволялся только знати и высшим жрецам. Те же, кто попроще, но все же из знати, те носили сандалии из кожи с заостренным верхом. Рабы ходили босиком.
Римляне, чуть менее древние, чем египтяне, уже довольно серьезно разнообразили свой гардероб. Эти ребята, помимо сандалий, ходили в сапогах и ботинках. Мужчины носили по большей части сандалии из кожи, но только лишь в своем доме. Богатые женщины носили обувь украшенную жемчугом, золотом, жемчугом и драгоценными камнями. Как ежедневно обувались императоры, можно только догадываться, но учитывая статус императора Рима, можно думать, что 93 пары Тутанхамона, это просто смешно. Кстати, римские сандалии назывались «калиги». Именно благодаря этой солдатской обуви император Гай Юлий Цезарь Август Германик получил своё прозвище «Калигула». Дело в том, что его отец частенько брал будущего императора в военные походы, для чего мальчику пошили детский вариант калиг. Вот солдаты прозвали мальчонку «сапожком».

Siemiradski_Fackeln.jpg

На калиги была похожа другая римская обувь — кальцеи, кожаные сапоги высотой до лодыжек. Право их носить имели только римские граждане. Статусность определял цвет: обычные граждане носили чёрные кальцеи, аристократы — красные с серебряными пряжками, а император — пурпурные (выражение «надеть пурпурные башмаки» означало «воссесть на трон»). Рабы ходили босиком.
Раннесредневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. Называлась эти туфли «пулены», в переводе означает «нос корабля». Такую обувь, вернувшись из крестовых походов, привезли с собой крестоносцы, а король ввел эту обувь в моду. Был издан соответствующий указ французского короля Филиппа IV, разъясняющий кому и какой длины туфли разрешалось носить. К примеру – дворянам разрешалось носить башмаки с носом не более 1.5 см., а князьям - 3 см., принцам крови – любой длины. Понятно, что чем более знатен вельможа, тем более неудобно ему ходить. Для удобства, придумали привязывать шнурком или цепочкой, загнутый нос обуви к ноге или поясу.

1280px-Medieval_shoe.jpg

Позже в Париже издается новый закон, запрещающий носить обувь с длинными носами. Отныне носить такую обувь могли только члены королевской семьи. С этих времен по миру пошла поговорка «жить на широкую ногу». Позже, обувь стала укорачиваться, острый нос башмаков становится более коротким и закругленным. Король Генрих VIII ввел моду на туфли «утиный клюв» — плоские башмаки с коротким носком и широким разрезом сбоку.
2151-730x985.jpg
Он, как и свой французский коллега до него издал закон, согласно которому такую обувь должна была носить вся знать. Дело в том, что король так как хотел скрыть свои ноги, страдающие от подагры. А Людовик XIV, французский король-солнце, был ростом всего 165 см. По этой причине он не только ввел в моду мужские туфли на каблуках, но и законодательно сделал их обязательным элементом гардероба дворян. Простолюдины пленные и гребцы на галерах ходили босиком.
В эпоху барокко и классицизма появляются ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых оканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен.

The_Nightwatch_by_Rembrandt.jpg

Эта обувь была на все случаи жизни, а вот на балах мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). На сапоги обязательно прикрепляли шпоры, даже если шли пешком (и даже если вообще не имели лошади). Простолюдины в деревнях обувались в деревянные башмаки — сабо, или ходили босиком.
С середины XIX века место туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Новаторство двадцатого века главным образом состоит в том, что форма обуви начинает повторять очертания стопы, стелька становится асимметричной. Обувь стала объектом внимания художников и конструкторов, но, как и прежде, оставалась признаком социального различия владельцев. Так, аристократическая обувь — узкая в ступне, на фигурном каблуке из тонкой натуральной кожи.
И уже никто не ходит босиком, кроме как по собственному желанию.
elagabalus-roses-big.jpg



.